Пятница, 19.04.2024, 22:02
Все для учебы
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Общие новости [7]
Статьи [2]
Статьи юриспруденция [18]
Статьи психология [7]
Пишем сами [0]
Банковское дело [5]
Управление персоналом [2]
Наш опрос
Готовы ли вы заказать работу?
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Май » 4 » Некоторые проблемные аспекты взаимодействия ОВД с федеральной налоговой службой
11:50
Некоторые проблемные аспекты взаимодействия ОВД с федеральной налоговой службой
Васильев Ф.П. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия ОВД с федеральной налоговой службой// "Налоги" (журнал), 2009, N 2
Присутствие взаимодействия территориальных органов внутренних дел с налоговыми органами заключается по следующим обстоятельствам.
Во-первых, с момента ликвидации федерального органа исполнительной власти - Налоговой полиции России часть вопросов борьбы с налогово-финансовыми правонарушениями Президент РФ возложил на органы внутренних дел. В частности, разрешение дел об административных правонарушениях (возбуждение дела или рассмотрение дел по тем или иным статьям действующего КоАП РФ); проведение оперативно-розыскных мероприятий; расследование уголовных дел и т.д.
В процессе пресечения тех или иных правонарушений сотрудники милиции должны руководствоваться соответствующими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства России, а также приказами и инструкциями МВД России <1> (в том числе совместными приказами).
--------------------------------
<1> В частности, см.: Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденная Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177; Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636.

Во-вторых, ст. ст. 36 и 37 Налогового кодекса РФ <2> обязывают территориальные органы внутренних дел не только взаимодействовать с территориальными налоговыми органами, но и предупреждают о том, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники ОВД несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
--------------------------------
<2> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Омега-Л, 2008.

В-третьих, в соответствии с Законом РФ "О милиции" <3>, а именно ст. 11 ("Права милиции"), должностные лица милиции:
--------------------------------
<3> См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября 2007 г.).

- обязаны участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов (п. 33) <4>;
--------------------------------
<4> См.: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом МВД России и ФНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. При этом Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности утвержден Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636.

- в соответствии с законодательством РФ вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 34) <5>;
--------------------------------
<5> См.: Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033.

- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, вправе проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ (п. 35).
В соответствии с ч. 2, п. 1, ст. 28.3 гл. 28 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протокол об административном правонарушении в области налогов и сборов, а именно по статьям:
- 14.5 - за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Дело рассматривается должностными лицами органов внутренних дел (руководитель ОВД и его заместители), также согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах;
- 15.1 - за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Дело рассматривается судом, а также должностными лицами ОВД (руководитель ОВД и его заместители) и вышеназванными должностными лицами налоговых органов;
- 15.2 - за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций. Дело рассматривается судом, а также должностными лицами органов внутренних дел (руководитель территориального ОВД и его заместители) и вышеназванными должностными лицами налоговых органов;
- ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ - за выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Дело рассматривается судом;
- ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ - за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ для осуществления налогового контроля, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта. Дело рассматривается судом;
- ст. 15.13 - за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных и др. Дело рассматривается судом.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ ("Подследственность") предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о налоговых преступлениях, а именно: предусмотренных ст. ст. 199 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента"), 199.2 ("Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов") <6> и др.
--------------------------------
<6> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2006.

В целях совершенствования вопросов взаимодействия с налоговыми органами руководители ОВД должны периодически проводить совместные оперативные совещания, разрабатывать совместные планы мероприятий с привлечением определенных служб и подразделений. Анализируя работу в данном направлении, должны дать оценку непосредственных исполнителей. Скажем, сотрудников криминальной милиции (проведение оперативно-розыскных мероприятий), участковых уполномоченных милиции (представление ими информации о лицах, предоставляющих строения, сооружения, гаражи квартиры в аренду, о лицах, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без регистрации в территориальном налоговом органе, и т.д.), дознания и следствия по вопросам расследования уголовных дел <7>. Или же ставить в известность руководителей территориальных налоговых органов о реакции должностных лиц ФНС на те или иные обращения должностных лиц ОВД.
--------------------------------
<7> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 2006. 31 дек.

Из всех категорий должностных лиц в системе органов внутренних дел в основном административно-юрисдикционными полномочиями обладает участковый уполномоченный милиции (далее - УУМ), на которого согласно народной поговорке возложена "тысяча и одна обязанность".
По существу, с учетом актуальности вопросов борьбы с отдельными видами правонарушений и деятельности самого УУМ ныне действующий Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" требует внесения изменений и дополнений. Так, по мнению автора, на основании пересмотра функций и задач органов внутренних дел вышеуказанный Приказ отдельными главами или разделами должен регламентировать особенности взаимодействия участкового уполномоченного милиции (УУМ) с должностными лицами территориальных федеральных органов исполнительной власти. Например, деятельность УУМ с:
- МЧС России (по вопросам профилактики правил пожарной безопасности и обследования объектов должностными лицами вневедомственной охраны - ОВО <8>);
--------------------------------
<8> См.: Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный Приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 772; Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589; Инструкция о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденная Приказом МВД России от 5 августа 1993 г. N 371.

- ФСНКА (профилактическая работа по вопросам потребления, производства, хранения и сбыта наркотических веществ);
- Минздравсоцразвития России (по работе с несовершеннолетними, образовательными учреждениями, малоимущими и т.д.);
- ФСИН Минюста России (контроля над лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, трудоустройства, а также контроля юридических и физических лиц и т.д.);
- ФМС России (по миграционным вопросам и контролю над иностранцами и их трудовой деятельности и пребывания их на административном участке т.д.).
Необходимостью подобного подхода является то, что УУМ на обслуживаемом им административном участке выступает от имени ОВД и обладает административно-юрисдикционными полномочиями, что нельзя говорить о других должностных лицах милиции.
С другой стороны, по мнению авторов, эти и другие проблемные вопросы взаимодействия территориального органа внутренних дел как с правоохранительными органами, так и с иными государственными органами разрешимы путем издания совместных административных регламентов. В настоящее время они фактически не изданы. Регламентирование требуется и в целях реализации президентской Национальной программы по борьбе с коррупцией в стране и его Послания Совету Федерации от 5 ноября 2008 г., где сказано и о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по защите законных интересов от противоправных действий - по защите наших граждан <9>.
--------------------------------
<9> Российская газета. 2008. 6 сен.

В качестве примера сегодня подразделения потребнадзора при МВД, ГУВД И УВД по субъектам Федерации весьма успешно реализовывают те или иные задачи по защите законных интересов потребителей, взаимодействуя с территориальными органами Роспотребнадзора, так как совместным Приказом МВД и Минздравсоцразвития России от 3 ноября 2006 г. N 879/746 конкретизированы вопросы реализации и норм действующего КоАП РФ <10>.
--------------------------------
<10> См.: Васильев Ф.П., Свинарев В.В. Административный регламент: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Васильева. Чебоксары: Новое время, 2008. С. 326.

Издаваемые регламенты не должны противоречить законодательным нормам. И регламентирование деятельности всех уровней субъектов управления должно быть направлено на:
- недопущение и ликвидацию бюрократизма со стороны органов власти и их уполномоченных должностных лиц;
- недопущение коррумпированности в системе государственного управления <11>;
--------------------------------
<11> Российская газета. 2008. 22 мая.

- способствование совершенствованию административно-управленческой деятельности на местах;
- преобразование принципов уважения и охраны прав и свобод человека в России;
- обеспечение повышения стандартов жизни граждан в России, присутствия справедливости и заботливого отношения к ним;
- совершенствование деятельности субъектов управления в области оказания соответствующих государственных услуг юридическим и физическим лицам.
Тем более что Президент РФ Д.А. Медведев первоочередной задачей перед всеми органами исполнительной власти и должностными лицами ставит уважение и охрану прав и свобод человека. Особое внимание он придает фундаментальной роли права, на котором основываются государство и гражданское общество. Субъекты управления обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает развитию современного общества. В связи с этим, на наш взгляд, административные регламенты должны способствовать реализации намеченных Президентом РФ планов.
Власть сильна тогда, когда каждый управленец профессионально подходит к выполнению возложенных на него обязанностей по оказанию государственных услуг, умеет принимать правильные решения в целях реализации потребностей граждан в пределах законных интересов.
Что же касается вопросов борьбы с коррупцией, по данной проблеме Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме необходимо противопоставить системный ответ. Так, в 2007 г. возбуждено 10,5 тыс. уголовных дел в этой сфере. Задача, очевидно, непростая, нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции. При этом Президент РФ конкретизирует три раздела. Первый - юридический, второй - ликвидация условий коррупции, профилактика, контроль имущественного положения чиновников и их родственников, третий - создание антикоррупционного стандарта поведения и ликвидация условий для коррупции. В связи с этим в настоящее время действует Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции". Президентом РФ также определен состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (возглавляет сам Президент РФ) и состав президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Следует отметить, что дальнейшие намеченные планы Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина на 2009 - 2011 гг. <12> в сфере регулирования государственной административной политики закономерно обязывают государственные органы пересмотреть действующие (путем внесения изменений и дополнений) и издать новые административные регламенты.
--------------------------------
<12> См.: Кабинет с видом на лучшее // Российская газета. 2009. 13 мая.

Категория: Статьи юриспруденция | Просмотров: 2110 | Добавил: kiti | Теги: ОВД, налоговая служба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Найди работу
  • Купи-продай
  • Узнай себя
  • Block title
    Block content
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz