Васильев Ф.П. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия ОВД с федеральной налоговой службой// "Налоги" (журнал), 2009, N 2 Присутствие взаимодействия территориальных органов внутренних дел с налоговыми органами заключается по следующим обстоятельствам. Во-первых, с момента ликвидации федерального органа исполнительной власти - Налоговой полиции России часть вопросов борьбы с налогово-финансовыми правонарушениями Президент РФ возложил на органы внутренних дел. В частности, разрешение дел об административных правонарушениях (возбуждение дела или рассмотрение дел по тем или иным статьям действующего КоАП РФ); проведение оперативно-розыскных мероприятий; расследование уголовных дел и т.д. В процессе пресечения тех или иных правонарушений сотрудники милиции должны руководствоваться соответствующими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства России, а также приказами и инструкциями МВД России <1> (в том числе совместными приказами). -------------------------------- <1> В частности, см.: Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденная Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177; Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636.
Во-вторых, ст. ст. 36 и 37 Налогового кодекса РФ <2> обязывают территориальные органы внутренних дел не только взаимодействовать с территориальными налоговыми органами, но и предупреждают о том, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники ОВД несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. -------------------------------- <2> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Омега-Л, 2008.
В-третьих, в соответствии с Законом РФ "О милиции" <3>, а именно ст. 11 ("Права милиции"), должностные лица милиции: -------------------------------- <3> См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября 2007 г.).
- обязаны участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов (п. 33) <4>; -------------------------------- <4> См.: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом МВД России и ФНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. При этом Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности утвержден Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636.
- в соответствии с законодательством РФ вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 34) <5>; -------------------------------- <5> См.: Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033.
- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, вправе проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ (п. 35). В соответствии с ч. 2, п. 1, ст. 28.3 гл. 28 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протокол об административном правонарушении в области налогов и сборов, а именно по статьям: - 14.5 - за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Дело рассматривается должностными лицами органов внутренних дел (руководитель ОВД и его заместители), также согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах; - 15.1 - за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Дело рассматривается судом, а также должностными лицами ОВД (руководитель ОВД и его заместители) и вышеназванными должностными лицами налоговых органов; - 15.2 - за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций. Дело рассматривается судом, а также должностными лицами органов внутренних дел (руководитель территориального ОВД и его заместители) и вышеназванными должностными лицами налоговых органов; - ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ - за выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Дело рассматривается судом; - ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ - за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ для осуществления налогового контроля, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта. Дело рассматривается судом; - ст. 15.13 - за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных и др. Дело рассматривается судом. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ ("Подследственность") предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о налоговых преступлениях, а именно: предусмотренных ст. ст. 199 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента"), 199.2 ("Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов") <6> и др. -------------------------------- <6> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2006.
В целях совершенствования вопросов взаимодействия с налоговыми органами руководители ОВД должны периодически проводить совместные оперативные совещания, разрабатывать совместные планы мероприятий с привлечением определенных служб и подразделений. Анализируя работу в данном направлении, должны дать оценку непосредственных исполнителей. Скажем, сотрудников криминальной милиции (проведение оперативно-розыскных мероприятий), участковых уполномоченных милиции (представление ими информации о лицах, предоставляющих строения, сооружения, гаражи квартиры в аренду, о лицах, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без регистрации в территориальном налоговом органе, и т.д.), дознания и следствия по вопросам расследования уголовных дел <7>. Или же ставить в известность руководителей территориальных налоговых органов о реакции должностных лиц ФНС на те или иные обращения должностных лиц ОВД. -------------------------------- <7> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 2006. 31 дек.
Из всех категорий должностных лиц в системе органов внутренних дел в основном административно-юрисдикционными полномочиями обладает участковый уполномоченный милиции (далее - УУМ), на которого согласно народной поговорке возложена "тысяча и одна обязанность". По существу, с учетом актуальности вопросов борьбы с отдельными видами правонарушений и деятельности самого УУМ ныне действующий Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" требует внесения изменений и дополнений. Так, по мнению автора, на основании пересмотра функций и задач органов внутренних дел вышеуказанный Приказ отдельными главами или разделами должен регламентировать особенности взаимодействия участкового уполномоченного милиции (УУМ) с должностными лицами территориальных федеральных органов исполнительной власти. Например, деятельность УУМ с: - МЧС России (по вопросам профилактики правил пожарной безопасности и обследования объектов должностными лицами вневедомственной охраны - ОВО <8>); -------------------------------- <8> См.: Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный Приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 772; Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589; Инструкция о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденная Приказом МВД России от 5 августа 1993 г. N 371.
- ФСНКА (профилактическая работа по вопросам потребления, производства, хранения и сбыта наркотических веществ); - Минздравсоцразвития России (по работе с несовершеннолетними, образовательными учреждениями, малоимущими и т.д.); - ФСИН Минюста России (контроля над лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, трудоустройства, а также контроля юридических и физических лиц и т.д.); - ФМС России (по миграционным вопросам и контролю над иностранцами и их трудовой деятельности и пребывания их на административном участке т.д.). Необходимостью подобного подхода является то, что УУМ на обслуживаемом им административном участке выступает от имени ОВД и обладает административно-юрисдикционными полномочиями, что нельзя говорить о других должностных лицах милиции. С другой стороны, по мнению авторов, эти и другие проблемные вопросы взаимодействия территориального органа внутренних дел как с правоохранительными органами, так и с иными государственными органами разрешимы путем издания совместных административных регламентов. В настоящее время они фактически не изданы. Регламентирование требуется и в целях реализации президентской Национальной программы по борьбе с коррупцией в стране и его Послания Совету Федерации от 5 ноября 2008 г., где сказано и о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по защите законных интересов от противоправных действий - по защите наших граждан <9>. -------------------------------- <9> Российская газета. 2008. 6 сен.
В качестве примера сегодня подразделения потребнадзора при МВД, ГУВД И УВД по субъектам Федерации весьма успешно реализовывают те или иные задачи по защите законных интересов потребителей, взаимодействуя с территориальными органами Роспотребнадзора, так как совместным Приказом МВД и Минздравсоцразвития России от 3 ноября 2006 г. N 879/746 конкретизированы вопросы реализации и норм действующего КоАП РФ <10>. -------------------------------- <10> См.: Васильев Ф.П., Свинарев В.В. Административный регламент: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Васильева. Чебоксары: Новое время, 2008. С. 326.
Издаваемые регламенты не должны противоречить законодательным нормам. И регламентирование деятельности всех уровней субъектов управления должно быть направлено на: - недопущение и ликвидацию бюрократизма со стороны органов власти и их уполномоченных должностных лиц; - недопущение коррумпированности в системе государственного управления <11>; -------------------------------- <11> Российская газета. 2008. 22 мая.
- способствование совершенствованию административно-управленческой деятельности на местах; - преобразование принципов уважения и охраны прав и свобод человека в России; - обеспечение повышения стандартов жизни граждан в России, присутствия справедливости и заботливого отношения к ним; - совершенствование деятельности субъектов управления в области оказания соответствующих государственных услуг юридическим и физическим лицам. Тем более что Президент РФ Д.А. Медведев первоочередной задачей перед всеми органами исполнительной власти и должностными лицами ставит уважение и охрану прав и свобод человека. Особое внимание он придает фундаментальной роли права, на котором основываются государство и гражданское общество. Субъекты управления обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает развитию современного общества. В связи с этим, на наш взгляд, административные регламенты должны способствовать реализации намеченных Президентом РФ планов. Власть сильна тогда, когда каждый управленец профессионально подходит к выполнению возложенных на него обязанностей по оказанию государственных услуг, умеет принимать правильные решения в целях реализации потребностей граждан в пределах законных интересов. Что же касается вопросов борьбы с коррупцией, по данной проблеме Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме необходимо противопоставить системный ответ. Так, в 2007 г. возбуждено 10,5 тыс. уголовных дел в этой сфере. Задача, очевидно, непростая, нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции. При этом Президент РФ конкретизирует три раздела. Первый - юридический, второй - ликвидация условий коррупции, профилактика, контроль имущественного положения чиновников и их родственников, третий - создание антикоррупционного стандарта поведения и ликвидация условий для коррупции. В связи с этим в настоящее время действует Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции". Президентом РФ также определен состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (возглавляет сам Президент РФ) и состав президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Следует отметить, что дальнейшие намеченные планы Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина на 2009 - 2011 гг. <12> в сфере регулирования государственной административной политики закономерно обязывают государственные органы пересмотреть действующие (путем внесения изменений и дополнений) и издать новые административные регламенты. -------------------------------- <12> См.: Кабинет с видом на лучшее // Российская газета. 2009. 13 мая.
|