Четверг, 28.03.2024, 22:01
Все для учебы
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Общие новости [7]
Статьи [2]
Статьи юриспруденция [18]
Статьи психология [7]
Пишем сами [0]
Банковское дело [5]
Управление персоналом [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Октябрь » 2 » Классификация административно-правовых споров в сфере регистрации юридических лиц
15:51
Классификация административно-правовых споров в сфере регистрации юридических лиц

Чумакова О.В. Классификация административно-правовых споров в сфере регистрации юридических лиц // Административное право и процесс, 2008 № 4. 

Теоретики нашего времени придают огромное значение разработке проблем классификации объектов познания. Классификация служит одним из средств познания, помогая исследовать отдельные явления, выявить закономерности их развития и определить пути их использования. Классификация споров в сфере регистрации юридических лиц имеет не только научное, но и практическое значение, в связи с тем что порядок их разрешения, включая подведомственность, зависит от отнесения споров к той или иной категории. Научно-практическое значение классификации состоит в том, что оно позволяет выявить параллелизм в работе юрисдикционных органов и дает возможность определить подведомственность разрешаемых споров в тех случаях, когда в этом есть сомнения <1>. И естественно, что, поняв особенности того или иного класса споров, мы можем унифицировать процедуру их разрешения. Под классификацией понимают систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группировки, классы, разряды на основании их сходства и различия <2>.

--------------------------------
<1> Лупарев Е.Б. Административно-правовые споры. Воронеж, 2003.
<2> Статистический словарь. М., 1989.

С логической точки зрения классификация - это распределение множества предметов, явлений на классы по определенному для каждого класса признаку таким образом, что классы множества образуют единую систему.
Таким образом, классификация - это система соподчиненных понятий, классов объектов какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связи между этими понятиями или классами объектов. При классификации объекты всегда разделяются по единым основаниям, которые в юридической и научной литературе именуются как критерии. Критерий станет основанием классификации только в том случае, если он будет иметь существенное значение. Некоторые авторы избегают применять обобщенный термин "критерий", а говорят об основаниях классификации <3>. Поэтому возникает проблема выбора критериев: имеющие несущественное значение критерии могут дать лишь иллюстрированную классификацию, которую нельзя считать юридически значимой.
--------------------------------
<3> Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999.

Комплексный характер правоотношений в сфере регистрации юридических лиц охватывает не только сферу государственного регулирования регистрации юридических лиц, но также и финансовую, и административную, и организационно-управленческую деятельность, требует диалектического подхода к классификации споров в сфере регистрации юридических лиц, что предполагает изучение данного явления во взаимосвязи с иными категориями споров.
Анализ классификации административно-правовых споров позволяет сделать вывод о том, что они естественным образом пересекаются между собой, т.е. споры, отнесенные к одной из категорий по критерию характера правоотношений и субъектного состава, полностью или частично входят в одну из категорий споров по органам, их разрешающим, и по порядку разрешения.
В зависимости от субъектного состава спорных правоотношений, возникающих в сфере регистрации юридических лиц, а также характера связи между субъектами спора в сфере регистрации юридических лиц споры делятся на:
1. Споры российских и иностранных лиц с регистрирующими органами:
- споры между юридическими лицами и налоговыми административными органами из-за отказа совершить технические или иные регистрационные действия.
Субъектами указанных споров будут являться, с одной стороны, налоговые регистрационные органы, с другой стороны, российские юридические лица, по тем или иным причинам получившие отказ в совершении регистрационных действий.
К этой категории споров будут относиться такие правоотношения, в которых представители юридических лиц выражают несогласие с решениями налоговых регистрационных органов, их действиями, что приводит к нарушению законных прав таких лиц. Несогласие с решениями налоговых регистрирующих органов содержит субъективную оценку стороны, права которой нарушены, факта спорности ситуации. Нарушение субъективных прав само по себе не порождает правового спора до тех пор, пока одна из сторон не обратится за разрешением возникшей конфликтной ситуации.
Анализ статистических данных за период 2005 - 2007 гг. показал, что в среднем 60 - 70% от количества рассмотренных судебными органами Москвы и Московской области заявленных требований удовлетворяются, и решения налоговой службы признаются незаконными;
- споры между юридическими лицами и внебюджетными фондами в связи с нарушением срока регистрации.
Субъектами данной категории споров помимо внебюджетных фондов являются юридические лица, не подавшие документы для постановки на учет во внебюджетные фонды в установленный срок.
Такие споры были распространены до 01.01.2004. В настоящее время обязанность по постановке юридического лица на учет во внебюджетные фонды была возложена на налоговые регистрирующие органы. Споры до 2004 г. возникали именно из-за несвоевременности подачи документов для постановки на учет во внебюджетные фонды, а если быть точнее, из-за нежелания руководителей юридических лиц оплачивать штрафы;
- споры заинтересованных в сфере регистрации юридических лиц, в случае нарушения их прав и законных интересов.
Субъектами данной категории споров в сфере регистрации юридических лиц будут являться лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) ФНС в связи с совершением регистрационных действий или отказа от их совершения.
2. Споры с участием органов, наделенных государственно-властными полномочиями:
- споры между налоговыми регистрирующими органами и органами прокуратуры, осуществляющими надзор за деятельностью ФНС.
Субъектами данной категории споров являются органы прокуратуры, которые, в силу своих полномочий проверяя законность решений налоговых органов, имеют право выносить протест на постановления налоговых органов, а также выносят представления на решения и действия налоговых органов.
В отличие от предыдущих категорий споров, органы прокуратуры не являются непосредственными участниками налоговых правоотношений, связанных с регистрацией юридических лиц. Однако в ходе выполнения функций контрольно-надзорного характера органы прокуратуры реализуют полномочия на защиту субъекта, чьи права были нарушены решениями, действиями налоговых органов. Данная защита будет выражаться в возможности требовать восстановления нарушенного права, исполнения предписанной обязанности, устранении последствий противоправного поведения. При этом, вступая в отношения с налоговыми регистрирующими органами по поводу возникших противоречий между субъективным представлением органов прокуратуры о надлежащем исполнении налоговыми органами возложенных на них функций, органы прокуратуры не могут выступать в защиту интересов граждан, регистрирующих юридическое лицо или вносящих изменения в ЕГРЮЛ;
- споры между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- споры с органами местного самоуправления.
3. Административно-процессуальные споры:
- споры в связи с обжалованием постановлений налоговых органов о привлечении к административной ответственности.
В указанную категорию споров включаются споры, связанные с оспариванием решений налоговых регистрирующих органов, о привлечении к административной ответственности в сфере регистрации юридических лиц.
Данная категория споров в деятельности ФНС является наиболее проблемной в части соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Чаще всего к административной ответственности руководители юридических лиц, подающие документы на регистрацию, привлекаются за несвоевременную подачу документов для регистрации изменений уставных документов (в течение трех дней надо подать документы при смене лица, имеющего право действовать без договора от имени руководителя предприятия) или же в том случае, если руководитель или участник не уведомили вовремя регистрирующие органы о получении нового паспорта.
В зависимости от органов, разрешающих споры в сфере регистрации юридических лиц, а также в зависимости от порядка их разрешения споры делятся на:
- споры в сфере регистрации юридических лиц, разрешаемые Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства;
- административные споры в сфере регистрации юридических лиц, разрешаемые судами общей юрисдикции, в порядке производства по делам, вытекающим из административных правоотношений, закрепленном ГПК РФ.
Данные споры рассматривают в соответствии с главами 23, 24, 25 ГПК РФ, в зависимости от предмета оспаривания;
- споры в сфере регистрации юридических лиц, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, закрепленном ст. 30.1 - 30.8 КоАП России.
Принятие КоАП РФ ознаменовало особую веху в российском законодательстве. В соответствии с КоАП был закреплен процессуальный порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.
КоАП России возложил на судей функции по проверке законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях. Буквально до принятия Пленумом Верховного Суда РФ Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" в судах общей юрисдикции не было единого подхода к рассмотрению споров, связанных с обжалованием постановлений налоговых органов. Одни судьи рассматривали указанные дела по правилам искового производства, в порядке главы 25 ГПК РФ, другие же строго следовали правилам, предписанным КоАП России.
Рассмотрение споров в сфере регистрации юридических лиц в порядке, установленном КоАП России, зачастую не дает возможности налоговому регистрирующему органу осуществлять надлежащим образом защиту своих интересов. Данное утверждение исходит из того, что налоговый орган не является участником процесса при рассмотрении жалобы на постановление регистрирующего органа, отсюда возможность отстаивать свою позицию в споре, по сути, имеет только одна сторона, в связи с тем что разрешающий спор суд может только осуществить проверку материалов административного дела и выслушать противную сторону. Налоговый орган не вправе обжаловать решение суда по такой категории споров;
- споры в сфере регистрации юридического лица, разрешаемые арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ.
В свою очередь, споры, разрешаемые арбитражными судами, можно разграничить как споры, разрешаемые в порядке главы 25 АПК РФ, и споры, разрешаемые в порядке главы 24 АПК РФ.
- споры в сфере регистрации юридических лиц, разрешаемые вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом в порядке ведомственного контроля;
- споры в сфере регистрации юридических лиц, разрешаемые вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом в порядке, предусмотренном КоАП России.
Таким образом, характер правоотношений в сфере регистрации юридических лиц позволяет нам определить еще один критерий, в соответствии с которым можно классифицировать споры в сфере регистрации юридических лиц в зависимости от характера отношений, из которых возник данный спор.
По данному основанию административно-правовые споры можно разделить на:
1) споры, возникающие из административных правонарушений:
- споры, связанные с оспариванием постановлений регистрирующих органов, о привлечении к административной ответственности;
- споры, связанные с обжалованием решения, действий (бездействия) регистрирующих органов и должностных лиц;
- споры, связанные с оспариванием нормативно-правовых актов налоговых регистрирующих органов;
- споры, связанные с взысканием неуплаченных штрафов за нарушение сроков регистрации;
2) споры, возникшие из гражданских правоотношений:
- споры, связанные с возмещением вреда (убытков), причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) регистрирующих органов и их должностных лиц;
3) споры, возникшие из административных правоотношений:
- споры, связанные с представлением в регистрирующие органы заведомо ложных сведений (ст. 171 УК РФ).
В зависимости от субъектов, выступающих инициатором возбуждения споров, споры делятся на:
- споры, возбужденные на основании заявлений регистрирующих органов;
- споры, возбужденные иными государственными органами;
- споры, возникшие из исков, предъявленных к регистрирующим органам.
Следующую категорию споров можно выделить по объективной стороне, или классифицировать споры в зависимости от принимаемых решений, действий, совершаемых налоговыми регистрирующими органами и их должностными лицами:
1) об оспаривании решений, действий, совершаемых в процессе производства по делу об административном правонарушении;
2) об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности;
3) об оспаривании решений, связанных с административной ликвидацией;
4) об оспаривании решений, связанных с требованием ФНС о ликвидации юридического лица из-за несоответствия документов требованиям законодательства (пример: НО "Международная академия менеджмента" было ликвидировано из-за непредставления отчетности в ФНС. Тверской суд г. Москвы принимал решение заочно. Организация, направлявшая бухгалтерскую отчетность по почте, не была извещена о том, что она ликвидирована. При этом организация платила налоги через действующий расчетный счет, в штате числилось 20 сотрудников. Когда главный бухгалтер предприятия заказал выписки из ЕГРЮЛ, ей было сказано в ИФНС N 10, что Академия ликвидирована. После того как в суд были представлены доказательства того, что предприятие отправляло бухгалтерские документы по почте и платило налоги (т.е. осуществляло деятельность), заочное решение Тверского суда г. Москвы было отменено);
5) об оспаривании споров, связанных с аннулированием записи ЕГРЮЛ (наглядным примером таких споров может быть решение Арбитражного суда Московской области по (иску) заявлению заместителя военного прокурора Московского военного округа в интересах войсковой части 41048 и Министерства обороны Российской Федерации к Инспекции ФНС РФ по г. Одинцово Московской области о признании недействительным решения и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц);
6) об оспаривании решений, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица;
7) об оспаривании решений, связанных с отказом внесения изменений в ЕГРЮЛ;
8) об оспаривании записи, внесенной в ЕГРЮЛ;
9) о признании регистрации недействительной;
10) об отказе в регистрации изменений в уставные документы предприятия;
11) в связи с требованиями исправить ошибки в ЕГРЮЛ;
12) в связи с ликвидацией фирмы, зарегистрированной по подложным документам;
13) в связи с дисквалификацией руководителя;
14) в связи с обжалованием отказа выдачи сведений из ЕГРЮЛ.
Итак, подводя итог, на наш взгляд, представляется обоснованным выделить следующие виды критериев, положенных в основу классификации споров в сфере регистрации юридических лиц:
1) классификация споров в сфере регистрации юридических лиц в зависимости от рассматривающих их органов: споры, разрешаемые в административном порядке, споры, разрешаемые в судебном порядке;
2) в зависимости от характера оспариваемых отношений споры в сфере регистрации юридических лиц делятся на: возникающие из административных правоотношений и возникающие из гражданских правоотношений;
3) в зависимости от субъектов, инициирующих спор: спор инициирован налоговым органом/спор инициирован физическим или юридическим лицом;
4) в зависимости от оснований принимаемых решений, действий (бездействия): связанные с привлечением лиц к административной ответственности.
Представленная классификация споров в сфере регистрации юридических лиц позволяет разделить всю группу таких споров на взаимосвязанные звенья, находящиеся в иерархической подчиненности между собой, один и тот же возникший спор в сфере правоотношений, связанных с регистрационными действиями, может быть классифицирован по нескольким критериям одновременно.
В связи с тем что спор в сфере регистрации юридических лиц представляет собой материально-процессуальное отношение, классификацию целесообразнее осуществлять, учитывая как материальные критерии, так и процессуальные.


Категория: Статьи юриспруденция | Просмотров: 1895 | Добавил: kiti | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Найди работу
  • Купи-продай
  • Узнай себя
  • Block title
    Block content
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz