Пятница, 19.04.2024, 01:50
Все для учебы
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Общие новости [7]
Статьи [2]
Статьи юриспруденция [18]
Статьи психология [7]
Пишем сами [0]
Банковское дело [5]
Управление персоналом [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Октябрь » 12 » К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего виновного
17:58
К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего виновного

Овчаренко З.В. К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего виновного// "Российский судья", 2008, №9. 

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых трудных проблем. Об этом свидетельствует тот факт, что ни в одной из современных областей знаний, в том числе и в праве, стройной и совершенной теории личности не создано. Вопросы, связанные с изучением личности, приобретают принципиальное значение, когда объектом изучения становится несовершеннолетний преступник. С одной стороны, перед судом ставится задача выбора вида и размера уголовного наказания, соразмерного общественно опасному деянию, с другой - выбора наказания, наиболее эффективного для достижения его целей, с учетом особенностей личности несформировавшегося подростка, нуждающегося в особой заботе.
В юридической литературе даны разнообразные рекомендации относительно перечня сведений о личности несовершеннолетнего преступника, которые необходимо брать за основу при решении различных уголовно-правовых вопросов. Характеризуя личность несовершеннолетнего преступника, прежде всего следует помнить, что, будучи несоциализированной или недостаточно социализированной, личность несовершеннолетнего аккумулирует в себе как особенности переходного возраста, присущие подростку, так и набор негативных свойств, которые характерны личности любого преступника. В общей структуре личности несовершеннолетнего легко уживаются положительные и отрицательные качества. Важно также отметить, что формирование негативных черт у несовершеннолетнего сопровождается интенсивными изменениями в его сознании и физиологии, психологическими особенностями подросткового периода. Отдельные акты поведения подростка не всегда выражают его социальную сущность, а подчас объясняются возрастными особенностями или совершаются под воздействием внешних факторов.
В криминологической науке, придавая большое значение вопросу о структуре личности преступника, предлагают признаки личности сгруппировать в рамках трех основных подсистем:
1) социальный статус личности, определяющийся принадлежностью лица к тому или иному социальному слою и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.);
2) социальные функции (роли) личности, включающие совокупность видов деятельности лица как гражданина, члена трудового коллектива, семьянина и т.д.;
3) нравственно-психологическая характеристика, которая отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям <1>.
--------------------------------
<1> См.: Криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / А.И. Гуров и др. Науч. ред. - Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 119.

Сравнительное изучение личностных характеристик преступников и законопослушных несовершеннолетних чаще всего охватывает:
- социально-демографические и образовательно-культурные показатели;
- потребности и интересы подростков, мотивы их поведения;
- эмоционально-волевую сферу;
- этико-правовые взгляды, убеждения.
В уголовном праве многие обстоятельства, характеризующие личность преступника, фиксируются законодателем как признаки состава преступления и, следовательно, непосредственно влияют на решение вопроса об уголовной ответственности либо на квалификацию содеянного, а тем самым и на меру наказания. Конечно, учет личности не может превалировать при назначении наказания над свойствами преступления. Тем не менее игнорирование судом при назначении наказания индивидуальных признаков лиц, совершивших преступление, приведет к формальному определению наказания, что, в свою очередь, может вступить в противоречие с целями наказания. Следует отметить, что особенности личности имеют определенную ценность не только в ретроспективном смысле, но и в прогностическом, т.е. с точки зрения эффективности наказания и возможности предупреждения совершения преступлений в будущем.
Наши исследования свидетельствуют о том, что в судебной практике продолжает иметь место поверхностное решение вопроса, связанного с мотивировкой наказания с учетом личности виновного; формулировки в приговорах носят абстрактный характер, что не позволяет определить, каким образом данные о личности виновного влияют на меру наказания. Такие приговоры по уголовным делам из числа изученных нами по Ставропольскому краю составили около 30%.
Отметим также, что в уголовном законе отсутствует норма, содержащая требования о примерном перечне данных, характеризующих личность несовершеннолетнего преступника, которые должны быть учтены при назначении наказания. В ст. 89 УК РФ говорится, что при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. И, если такие факторы, как влияние старших по возрасту или условия жизни и воспитания несовершеннолетнего при назначении уголовного наказания в какой-то степени учитываются, "иные особенности личности" в деятельности судов фактически никак не толкуются и не учитываются в связи с отсутствием их понимания и возможного перечня.
Понятие "личность преступника", в том числе и несовершеннолетнего, и объем признаков, его составляющих, многие ученые понимают по-разному. Так, Н.С. Лейкина <2>, говоря о личности несовершеннолетнего преступника, определяющими называет его качества, обходя совершенное преступное деяние, при этом ссылаясь на то, что преступление - это только одно действие человека, а судить о нем можно, лишь изучив все его поведение в целом.
--------------------------------
<2> См.: Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Ленинград, 1968. С. 113; Борзенков Г. Назначение наказания. М., 1995. С. 79.

З.М. Салихов <3> считает, что в практическом плане суд при назначении наказания должен принимать во внимание обстоятельства, характеризующие виновного до преступления, во время учинения преступного деяния и после его совершения. С содержательной точки зрения он предлагает учитывать социально-демографические, социально-психологические, уголовно-правовые и индивидуальные свойства личности, придавая при этом наиболее важное значение таким признакам, как пол, возраст, занятие социально полезной деятельностью, поведение, мотивы, цели преступления, отношение к преступлению, судимость, отбывание лишения свободы, состояние здоровья, инвалидность. Автор справедливо отмечает, что при индивидуализации наказания важно не только учесть какие-то отдельные свойства, а оценить в целом личность виновного, в частности определить ее направленность. Действительно, личность виновного должна восприниматься судом не как совокупность не связанных между собой ее свойств, а как цельное явление. Только такой подход предполагает назначение законного и, что также важно, обоснованного наказания.
--------------------------------
<3> См.: Салихов З.М. Индивидуализация наказания при его назначении судом по российскому уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 137 - 138.

Изучить личность виновного в двух направлениях предлагает К.Н. Фроля <4>: для уяснения тех ее качеств, которые стимулировали совершение преступления, и тех, которые играли положительную роль в преступном поведении, в какой-то степени удерживали субъекта от совершения преступления. К личности преступника автор относит те обстоятельства, которые характеризуют более или менее устойчивые признаки, а не временные состояния.
--------------------------------
<4> См.: Фроля К.Н. Назначение наказания с учетом причин совершенного преступления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 10.

По мнению А.В. Савенкова <5>, учету подлежат только те социально значимые свойства и особенности виновного, которые имеют уголовно-правовое значение, поэтому личность преступника следует изучить и учитывать, индивидуализируя наказание не огульно, а в определенных рамках.
--------------------------------
<5> См.: Савенков А.В. Принцип индивидуализации при назначении наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2004. С. 201.

С позиции К.А. Скрыльникова <6>, правильно оценить личность и избрать для нее соответствующую меру наказания возможно только с учетом научных классификаций несовершеннолетних правонарушителей, что позволит суду, как он считает, избрать меру наказания, соответствующую не только тяжести совершенного деяния, но и учитывающую возможности исправления без изоляции от общества. Автор предлагает взять за основу классификацию, приводимую Л.Г. Татьяниной <7>:
--------------------------------
<6> См.: Скрыльников К.А. Назначение и исполнение уголовных наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 91.
<7> Цит. по: Татьянина Л.Г. Предварительное расследование уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних: Монография. Ижевск, 1999. С. 9 - 10.

а) несовершеннолетние преступники, совершившие преступление по неосторожности. Лица, принадлежащие к данной группе, совершают в основном одно преступление по неосторожности - характерно отсутствие криминальных наклонностей - и действительно раскаиваются;
б) ситуационные преступники. Их преступное поведение вызвано какой-либо криминогенной ситуацией, в которой подростки оказались впервые и не смогли правильно оценить события и действия, либо виктимным поведением потерпевшего, либо состоянием алкогольного опьянения. Данный тип несовершеннолетних характеризуется слабым характером, повышенной эмоциональной возбудимостью;
в) несовершеннолетние с преобладающей противоправной направленностью в поведении. Данные подростки характеризуются отсутствием должного воспитания в семье, они податливы по своему характеру, их желания добиться каких-либо материальных благ и утвердиться в обществе основываются на примерах взрослых. Уровень развития средний, как правило, они, не получая достаточного воспитания в семье, были средними учениками в школе, в связи с чем у них и там возникали конфликты. Их противоправная направленность происходит из воспитания, поведения и обусловлена вытекающими из этого межличностными отношениями;
г) несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением обладают довольно развитым интеллектом, сильным характером, но явно криминальной установкой. Этими лицами часто бывают несовершеннолетние с незаурядными организаторскими способностями, но не сумевшие себя проявить. Желание утвердиться как личность, добиться материальных и моральных благ толкает их на противоправный путь. Чаще всего эти подростки переходят в организованную и профессиональную преступность.
Разноплановость подхода к изучению личности преступника, объема признаков, его составляющих, очевидна. Уголовный закон, как уже говорилось выше, не содержит детального перечня данных, подлежащих учету при назначении наказания, которые характеризуют личность подсудимого и обусловливают его развитие, а также то, каким образом данные обстоятельства должны влиять на назначаемое наказание. И это понятно, невозможно предвидеть всего разнообразия личностных проявлений отдельных преступников. Но и нельзя сбрасывать со счетов многогранные научные разработки криминологии в области особенностей личности несовершеннолетнего преступника: социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых признаков. В настоящее время имеется настоятельная необходимость в широкой и эффективной их реализации в практическую деятельность, поскольку именно в правоприменительной практике испытывают потребность не в научной, а в практической типологии свойств личности преступника. На практике остро ощущается необходимость в конкретной, типовой модели принятия решения о назначении наказания в аспекте учета личности несовершеннолетнего виновного.
Особенности личности подростка и специфические черты преступности несовершеннолетних обусловливают необходимость специальных законодательных положений, которые относятся непосредственно к ним. В частности, должны быть определены критерии влияния степени преступного деяния и личности виновного на выбор санкции, разработаны конкретные пути избрания характера и меры воздействия с учетом данных о личности несовершеннолетнего виновного. В теории уголовного права разработке модели системы назначения наказания, установления критериев, определяющих пределы соразмерности наказания лицу, виновному в совершении преступления, посвящены труды многих авторов <8>. Ряд из предложенных моделей, на наш взгляд, заслуживает внимания, выбор остается за законодателем.
--------------------------------
<8> См.: Оранжереев Н.Д. Преступление и наказание в математической зависимости. Идея и схема применения. М., 1916; Меньшагин В.Д. Основные принципы назначения наказания по советскому уголовному праву. М., 1958; Гаверов Г.С. Общие начала назначения наказания по советскому уголовному праву. Иркутск, 1976; Бажанов М.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев, 1980; Блувштейн Ю.Д. Об оценке степени общественной опасности преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 15. 1972; Курляндский В.И. Уголовная политика, дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности // Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975; Чубарев В.Л. Индивидуализация наказания (социально-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1977; Самвелян К.Р. Уголовно-правовые санкции: проблемы конструирования и применения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997; Дементьев С.И. Избранные труды. Т. 2. Краснодар, 2004.; Дементьев С.И., Дьяченко Р.А., Трахов А.И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. Краснодар, 2002; Карганова Б.Г. Уголовно-правовые санкции. Краснодар, 2002; Буранов Г.К. Отягчающие наказание обстоятельства в уголовном праве России. Ульяновск, 2002; Данелян Р.С. Судейское усмотрение: теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты. Ростов-на-Дону, 2006; Дядькин Д.С. Теоретические основы назначения уголовного наказания. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006; и др.

Мы убеждены, что равенство условий оценки личности несовершеннолетнего подсудимого будет соблюдено только тогда, когда в отношении каждого из них будут изучены и оценены сведения об одних и тех же сторонах и свойствах личности. Этому во многом может способствовать создание повсеместно ювенальных судов и внедрение в правосудие по делам несовершеннолетних социальных служб.


Категория: Статьи юриспруденция | Просмотров: 2678 | Добавил: kiti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Найди работу
  • Купи-продай
  • Узнай себя
  • Block title
    Block content
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz